Аполлон 13: История, Причины Аварии 45 Лет Спустя. Часть 1

14 апреля 1970 года – «Хьюстон, у нас проблемы.»

Сорок пять лет назад эти слова ознаменовали начало кризисной ситуации, которая едва не лишила жизни трех астронавтов в открытом космосе. В последующие четыре дня мир с замиранием сердца следил за тем, как экипаж «Аполлона 13» преодолевая холод, усталость и неопределенность вел свой поврежденный космический корабль домой.

Работники [американской] космической отрасли двояко относятся к фильму режиссера Рона Ховарда «Аполлон 13» вышедшему на экраны в 1995 году. С одной стороны, лента показывает многие аспекты программы Аполлон космического агентства NASA с чрезвычайно высокой аккуратностью и детализацией, к тому же все это изображается в позитивном свете. Также фильм помог снискать всемирную известность как самой миссии «Аполлон 13», так замечательно слаженной работе инженерного состава NASA, проявленной во время 7-ми дневного почти мифического статуса миссии.

Аполлон 13 Запуск Космического Корабля
Аполлон 13 Запуск Космического Корабля

С другой стороны, фильм «Аполлон 13» изобилует так называемыми «голивудизмами» — сценарий больше адаптирован под раскрытие межличностных взаимоотношений между главными персонажами ленты. Астронавты Джим Ловелл (Jim Lovell), Джек Суайгерт (Jack Swigert) и Фред Хейз (Fred Haise) никогда не повышали друг на друга голос, находясь на тыльной стороне Луны; никто и никогда не сомневался в пилотских способностях Суайгерта; а находящийся на Земле астронавт Кен Маттингли (Ken Mattingly) на самом деле не закрывал себя в симуляторе и не находил самостоятельно решения проблемы с питанием космического корабля.

В фильме, история о третьей высадке на Луне начинается достаточно прозаично: цель, поставленная Кеннеди, о высадке человека на единственном спутнике Земли к концу 1960-х годов была выполнена, и людей перестали интересовать космические путешествия. По телевидению космическую миссию никак не освещали. Однако на третий день космической одиссеи к Луне в 21:07 Центрального Поясного Времени 13 апреля 1970 года, произошло нечто, что заставило весь мир сконцентрировать свое внимание на американском космическом корабле и его трех членах экипажа. Одно из самых обычных заданий по техническому обслуживанию привело к взрыву кислородного резервуара космического корабля. Внезапно жизни трех астронавтов оказались под угрозой.

Экипаж Аполлона 13 слева на право: Фред Хейз, Джек Суайгерт, Джим Ловелл
Экипаж «Аполлона 13» слева на право: Фред Хейз, Джек Суайгерт, Джим Ловелл

Итак, что же произошло в реальности, в сравнении с тем, что было показано в фильме, вышедшем 20 лет назад? Почему кислородный резервуар взорвался, как неисправный кислородный резервуар оказался на борту, рабочий космический корабль превыше всего? Однако самое важное: как во времена логарифмических линеек и самых примитивных компьютеров 45 лет назад, «Аполлону 13» удалось вернуться домой после получения столь серьезных повреждений?

Ответить на эти затруднительные вопросы мы попросили эксперта: диспетчера миссий «Аполлон» Сеймура Либергота. Он вручную управлял панелью EECOM* в целой череде полетов включая Аполлон 13.

* В NASA существует должность EECOM, человек работающий на ней ранее отвечал за системы электричества, экологии и коммуникации на космическом корабле (Electrical, Environmental, and COMunications systems). Сейчас системы коммуникации не входят в круг обязанностей EECOM, однако название должности осталось прежним.

Что произошло на Земле

На протяжении пути от Земли к Луне космический корабль «Аполлон» состоял из трех (по факту четырех) главных частей: “коренастого” Командного Модуля Аполлон «Одиссей», где жили астронавты, цилиндрического Сервисного Модуля Аполлон, в большей степени отвечавшего за снабжение всех систем корабля электричеством и экологическими материалами, а также «неуклюжего» Лунного Модуля «Аквариус»(который, в свою очередь, состоял из двух независимых частей – посадочной ступени и подъемной ступени).

Конструкция Аполлона 13
Конструкция «Аполлона 13»

Космический корабль «Аполлон» использовал комбинацию из батарей и трех больших топливных элементов для обеспечения электричеством всех своих разнообразных систем. При этом стоит отметить, что именно топливные элементы давали большую часть электричества во время полета к Луне. Генерация электричества в топливных элементах происходила за счет комбинации водорода и кислорода, такая реакция позволяла получать 1.4kW 30-вольтного постоянного тока и питьевую воду. Электричество питало все системы корабля, тогда как вода использовалась для двух целей: во-первых, экипаж использовал ее для питья, гигиены, и пищевой регидрации; во-вторых, вода охлаждала всевозможные системы корабля от чрезмерного перегрева.

На космическом корабле наиболее эффективно транспортировать водород и кислород больших объемов в жидкой форме, поэтому Сервисный Модуль Аполлона нес на себе два больших резервуара с жидким водородом (каждый из которых вмещал по 13 килограмм жидкого водорода) и два несколько меньших резервуара с жидким кислородом (которые, несмотря на свои размеры, вмещали по 148 килограмм намного более плотного жидкого кислорода).

Все проблемы «Аполлона 13» крылись во втором резервуаре с кислородом, который назывался достаточно предсказуемо — «Резервуар № 2». Этот шарообразный резервуар был произведен несколькими годами ранее Beech Aircraft по заказу North American Rockwell, и был изначально прикреплен к Сервисному Модулю «Аполлон 10» в 1969 году. За некоторое время до старта Аполлона 10, этот резервуар был снят с космического корабля для выполнения технических работ или модернизации. Во время проведения обслуживания резервуар уронили. Высота падения составила 5 сантиметров.

Для перестраховки на «Аполлоне 10» потенциально поврежденный резервуар был заменен аналогичным. В тоже время, при проведении проверки никаких повреждений у списанного резервуара обнаружено не было. Однако при внешнем осмотре специалисты упустили одну вещь: внутри сферической емкости слегка пострадала «линия заполнения».

В NASA решили использовать внешне неповрежденный резервуар в Сервисном Модуле «Аполлон 13». Начались его [резервуара] повторные испытания, во время одного из плановых тестирований, резервуар не смогли полностью очистить от жидкого кислорода (делалось это при помощи подачи в емкость газообразного кислорода, который должен был вытолкнуть жидкий кислород наружу; поврежденная «линия заполнения» сделала это невозможным). Специалисты решили очистить резервуар при помощи нагрева, таким образом, заставив жидкий кислород испариться.

Здесь и была допущена роковая ошибка.

Резервуарный нагреватель – поднимавший температуру и давление в резервуаре для более свободного движения кислорода – сконструированный для получения электричества от 28-вольтвой системы постоянного тока космического корабля, был подключен на протяжении 8 часов к наземной 65-вольтовой системе постоянного тока. Высоковольтный ток сплавил переключатели нагревателя, тем самым сделав невозможным его автоматическое выключение, температура в резервуаре подскочила до 500 градусов по Цельсию. Внутренний термометр резервуара мог показывать температуру только до 26 градусов по Цельсию. Внешне ничего не указывало на наличие проблем.

За ночь устроенная «печка» сделала свою работу: емкость стала пустой. Однако, в то же время, этот процесс нанес неизвестное количество ущерба «внутренностям» резервуара. Расследование, проведенное NASA, выявило серьезный урон нанесенный тефлоновой изоляции покрывавшей провода внутри резервуара.

Читайте также: Аполлон 13: История, Причины Аварии 45 Лет Спустя. Часть 2

По материалам: Arstechnica.com

Spread the love
  • Tweet

Об авторе Nikolay Drozdev

Пожалуйста, не проходите МИМО: оставьте комментарий; поделитесь ссылкой с друзьями; поставьте лайк статье;