Знакомство с «Иллюзией Невидимки»: Нам Кажется за Нами Пристальней Следят (Не Следят), Чем Есть на Самом Деле

Большинство из нас имеют обыкновение полагать, что мы лучше остальных: мы компетентнее, честнее, талантливее и сердобольнее. Последним доказательством такому виду позитивного восприятия себя является так называемая «иллюзия невидимки». В недавнем исследовании, опубликованном в Журнале психологии личности и социальной психологии (ежемесячном рецензируемом научно-практическом журнале, издаваемом Американской психологической ассоциацией) Эрика Бутсби и ее коллеги продемонстрировали, что мы имеем склонность думать, что мы более наблюдательны в обществе, чем другие. Такие допущения создают иллюзию того, что мы наблюдаем за другими чаще, чем другие наблюдают за нами.

Знакомство с Иллюзией Невидимки
Знакомство с «Иллюзией Невидимки»: Нам Кажется за Нами Пристальней Следят (Не Следят), Чем Есть на Самом Деле

На первом этапе исследователи провели опрос среди пользователей ресурса Mechanical Turk от сайта Amazon на предмет того, насколько часто они наблюдают за другими людьми. Участники опроса отметили, что они чаще наблюдают за окружающими, чем любой другой среднестатистический человек, в то же время они уверены, что за ними самими наблюдают реже, чем за другими.

Далее исследователи опросили студентов сразу после обеда в университетской столовой. Участники опроса утверждали, что они в два раза чаще наблюдали за окружающими, чем те наблюдали за ними самими. Участники опроса, которые обедали в кругу своих друзей, отмечают, что они были более внимательными по отношению к своим друзьям, чем их друзья по отношению к ним. Также они утверждали, что случайный визуальный контакт с кем-либо был причиной того, что они уже смотрели на того человека, а не потому, что за ними самими наблюдали.

Поскольку подобные опросы обеспечили первоначальную поддержку теории «иллюзии невидимки», исследователи решили подтвердить ее экспериментальным путем. Они обустроили комнату ожидания, в которой находились два подопытных студента одного пола, которые думали, что они ждут начала эксперимента. Участники эксперимента сидели друг напротив друга в течение семи минут, что позволяло им наблюдать друг за другом все это время. Затем их разместили в разных комнатах и дали роли наблюдателя или того, за кем наблюдают, то есть «цели». Наблюдатель должен был записывать все, что он заметил по отношению к своей цели, в то время как заданием того человека, за которым наблюдали, было записывать все, что по его мнению заметил наблюдатель. Этот эксперимент повторяли со многими парами испытуемых, и во всех случаях результатом было полное несовпадение записей, что наглядно демонстрирует иллюзию невидимки в действии: наблюдатели замечали гораздо больше деталей по отношению к своим партнерам, чем те ожидали.

Эта иллюзия, казалось бы, полностью отрицает так называемый «эффект прожектора», исследования которого были опубликованы в 2000 году: участников попросили надеть футболку с изображением Барри Манилоу и ходить в ней целый день, а в конце оценить, как часто окружающие обращали внимание на их странную одежду. В результате, испытуемые были убеждены, что на них обращали внимание чаще, чем это происходило на самом деле. Для того, чтобы понять, как могут сосуществовать «эффект прожектора» и «иллюзия невидимки», Эрика и ее коллеги повторили эксперимент с комнатой ожидания. Единственным отличием было то, что те, за кем велось наблюдение, то есть «цели», были одеты в футболки с изображением колумбийского кокаинового короля Пабло Эскобара. «Цели» переоценили то, насколько часто наблюдатели замечали их одежду. Эти результаты наглядно подтверждают «эффект прожектора». Однако этот эксперимент не демонстрирует ничего нового для теории иллюзии невидимки, поскольку цели не ожидали, что наблюдатели обращали внимание на что-либо другое.

Причины того, что стоит за иллюзией невидимки, предельно просты. Все мы знаем, что у нас есть множество личных мыслей о том, что мы замечаем касательно других людей. Однако мы ошибочно игнорируем тот факт, что другие люди так же, как и мы, имеют такие же свои личные мысли. Все это усугубляется тем фактом, что наблюдая за другими, большинство из нас старается остаться незамеченными – мы отводим взгляд или притворяемся, что наше внимание занимает что-то другое. В результате мы редко замечаем, когда другие люди наблюдают за нами. Исследователи предполагают, что эта иллюзия может играть на руку, поскольку позволяет нам контролировать себя. Поэтому данная теория стоит того, чтоб исследовать ее дальше.

Необходимо более детально исследовать твердость и непреклонность иллюзии невидимки, особенно с участием старшего поколения. Если теория иллюзии подтвердится, это может иметь большое значение для нашего социального взаимодействия. Например, иллюзия предполагает, что мы склонны преувеличивать то, насколько наши действия влияют на окружающих. Возьмем, к примеру, ситуации чрезвычайного характера: мы смотрим на реакцию окружающих, не осознавая того, что они, в свою очередь, берут пример с нас. Не стоит забывать, что мы такие же реальные и видимые, как и все остальные люди вокруг нас.

В то же время, это новое открытие может вызвать некое замешательство у тех людей, которые страдают от обостренного чувства неловкости. Однако не стоит забывать, что, в основном, люди не обращают внимания на то, насколько вы не уверены в себе. Более того, быть под наблюдением и быть осужденным – это две разные вещи. Наши собственные наблюдения касательно окружающих зачастую настолько быстро мелькают в голове, что мы не придаем им весомого значения. В связи с этим, та часть исследования, в которой испытуемым предлагали записать то, что они замечали друг в друге, была далека от естественности. В реальной жизни эти наблюдения с большой вероятностью очень быстро забудутся. Ранее исследования продемонстрировали, что окружающие склонны судить нас менее строго и с большим состраданием, чем мы от них ожидаем, даже если мы чувствуем себя очень неловко.

Если понравилось - поделись!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Nikolay Drozdev

Об авторе Nikolay Drozdev

Пожалуйста, не проходите МИМО: оставьте комментарий; поделитесь ссылкой с друзьями; поставьте лайк статье;